Инвестиционные проекты

Проект строительства морского терминала нефтяных наливных грузов

Морской терминал наливных грузов

Возрастающий в мире интерес на энерго-продукты, необходимость диверсификации источников и бесперебойной транспортировки нефти по трубопроводам в страны Западной Европы создают условия по увеличению доли доставки нефти и нефтепродуктов морским транспортом из портов и в порты  Украины через проливы Босфор и Дарданеллы в порты Средиземного моря и далее.​
Морские торговые порты Украины, расположенные в Северо-западной части Черного моря осуществляют объемные операции по экспортно-импортным перевозкам нефти и нефтепродуктов (мазут, дизельное топливо и другие) на существующих специализированных нефтяных терминалах.

Самый крупный действующий нефтегазовый терминал в Украине 

Самый крупный действующий нефтегазовый терминал в Украине расположен в нефтегавани Одесского порта, но наиболее перспективным пунктом по организации дополнительных мощностей является порт «Южный», расположенный в 35 км восточнее Одессы.
Заходы крупных танкеров грузоподъемностью свыше 80 тыс. т в нефтерайон ГП «Одесский морской торговый порт» ограничены существующими глубинами на подходах и в акватории (у причалов до 12,5 м).
Увеличение глубин до 17-18 м практически не реально. В нефтерайоне порта «Южный» работает морской нефтяной терминал «Пивденный» с причалом глубиной 18,5 м, обрабатывающий танкеры грузоподъемностью до 150 тыс. т. 

 Строительство морского нефтяного комплекса «Порт Вера» в районе порта «Южный» предназначено для:

-приема высокозастывающих нефтей (предварительно Каспийская) и нефтепродуктов из железнодорожного транспорта в резервуары;

-хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарном парке.

-налив в танкеры нефти и нефтепродуктов.

     В данном районе существует морской нефтяной терминал «Пивденный», который принадлежит ОАО «Укртранснефть».

Назначение данного терминала это прием (налив) низковязких (не застывающих) нефтей из танкеров дедвейтом 80-100 тис тон, хранение в резервуарном парке, перекачка нефти по нефтепроводу Одесса — Броды (в том числе реверс). Мощность МНТ «Пивденный» — 9 млн. т./год.

     Существующие сооружения позволяют принимать только низкозастывающую нефть по трубе, налив (прием) из морского транспорта.

Состав технологических сооружений включает:

-резервуарный парк объемом 200 тыс. мЗ ( 10 резервуаров по 20 тыс мЗ каждый с плавающей крышей);

-насосный цех №1 ;

-подпорная насосная;

-блок фильтров;

-площадка с регулирующими задвижками;

-технологические трубопроводы;

-причал ЗН;

-блокировочные трубопроводы с узлом СОД;

-очистные сооружения;

-объекты энерго-, пожаро-, водо-, газо-, снабжения;

-внешние и внутренние инженерные сооружения.

     Для перевалки высокозастывающих нефтей данный терминал технически не подготовлен и для возможности выполнения операционной деятельности необходимо строительство следующих объектов и сооружений:

-реконструкция, расширение и новое строительство железнодорожных путей на ст. Черномоская, ст. Береговая, подводящих путей к ж/д эстакаде;

-2 двухсторонние ж/д эстакады для слива нефти (60 и 30 вагоно- цистерн);

-резервуарный парк объемом 250-280 тыс. мЗ. ( надземные вертикальные резервуары с стационарной крышей, подогревателями и теплоизоляцией по 10, 20 или 30 тыс. мЗ каждый );

-насосная цех для высокозастывающей нефти;

-УЛФ;

-площадка теплообменников;

-площадка дренажных емкостей ;

-термомаслянная котельная;

-оперативный или коммерческий узел учета;

-береговой причал или рейдовый причал (точечный налив);

-строительство резервуаров с теплоизоляцией и подогревателями;

-трансформаторная подстанция 110/10 кВ;

-щитовые колич. 6-8;

-операторная;

-очистные сооружения ;

-пожарное депо на 2 автомобиля;

-канализационная насосная станция пожаротушения ;

-канализационная насосная станция бытовых стоков;

-канализационная насосная станция дождевых стоков;

-дизельная электростанция;

-инженерные сети;

-административно-бытовой корпус с автостоянкой;

-блок электропомещений.

Данный объект относится к потребителям 1 категории по надежности электроснабжения, поэтому необходимо два независимые внешние источники электроснабжения от ПС Аджалык 330/110 кВ (3-3.5 км).

Для обеспечения газом термомаслянной котельной необходимо строительство газопровода среднего давления от морского порта «Южный».

     Учитывая высокие требования к охране окружающей природной среды, требований эксплуатации аналогичных нефтяных терминалов в странах Евросоюза (в соответствии с принятыми законами эксплуатация аналогичных объектов запрещена без установки УЛФ ) и США , а также в целях сокращения расходов нефти и уменьшения выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу терминал «Порт Вера» будет оборудован системой УЛФ.

 Процесс УЛФ основан на новейшей технологии, а именно адсорбции через активированный уголь и десорбции с помощью вакуума, абсорбции десорбированных паров в противоточной жидкости.

     Таким образом, для осуществления технологических операций с высоковязкими продуктами невозможно технологически использовать существующий терминал «Пивденный», а необходимо строительство нового терминала.

Для строительства нового нефтяного комплекса необходимо около 50-60 га земли. С учетом расширения ассортимента нефтепродуктов или объема перевалки на перспективу необходимо еще отвод в постоянное пользование 15-20 га земли.

До начало строительства необходимо разработать ТЭО или Проект. Разработанная документация должна пройти комплексную государственную экспертизу в Центральной службе «Укринвестэкспертиза».

Краткая характеристика одноточечного рейдового причала.

В состав строительства данного сооружения входит :

-подводный трубопровод диаметром 1020 мм от одноточечного причала SALM до точки стыковки с блокировочными трубопроводами протяженностью 3.4- 4.5 км;

-одноточечный рейдовый причал типа SALM . Причал SALM состоит из стального цилиндрического буя высотой 15-17 м и диаметром 5 м, заякоренного на одной жесткой цепи повышенной прочности, закрепленной на основании, которое заанкеровано в дно.

Использование одноточечных рейдовых причалов типа SALM для загрузки (разгрузки) танкеров имеет ряд преимуществ а именно :

 -SALM может эффективно функционировать при шторме и не является чувствительным к изменениям ветра, волн или течений;

 -SALM можно легко транспортировать и устанавливать на рейде на естественных глубинах , которые являются достаточными для швартовки танкеров любого размера;

 -SALM уменьшает функциональную зависимость от судов обеспечения , подсоединяющих шланги и работу других судов в порту «Южный»;

 -SALM сокращает цикл обработки танкеров;

 -SALM является простым, испытанным и предельно износоустойчивым, который требует незначительного технического обслуживания и работает даже в неблагоприятной среде;

 -применение новых технологий производства и эксплуатации шлангующих устройств, что позволят, в аварийном режиме автоматически и мгновенно отсоединиться от танкера, избегая каких-либо разливов нефти на море;

 -сравнительно низкие эксплуатационные расходы.

     Строительство одноточечного рейдового причала дает возможность принимать танкера дедвейтом от 80 тыс. т до 150 тыс. т.

 Экономическая эффективность по сравнению с морским транспортом танкера дедвейта 60 тыс. т., на примере перевозки на участке Новороссийск (Новозерное) -Одесса составляет для 80 тыс. т. 6,3 %, для 100 тыс. т., 10,5 %, для 150 тыс. т. 14,9 %.

Существующие железнодорожные пути

Целевое назначение земельных участков – ведение товарного сельскохозяйственного производства.
Через участок , к перегрузочному нефтепричалу, проходит трубопровод  ННТ «Південний»  а также водопровод, канализация, кабель высокого напряжения и кабель связи. 

Участок граничит:
— с автодорогой проходящей к порту Южный с фасадной стороны,(242м);
— с нефтетерминалом «Південний»;
— с тыльной стороны к участку примыкают вытяжные пути порта «Южный».

В 2003г. Пройден этап предварительного согласования места строительства на  землях  ООО «Энерго Продукт-2» нефтетерминала.
Получено согласие:
— Сычавского сельского совета.
-Коминтерновский районной государственной администрации.
-принято распоряжение Одесской государственной администрацией.
-утверждено решением Одесского областного совета.

Статус проекта


Одесской областной государственной администрацией материалы, установленным порядком,  направлены на решение Кабинета Министров Украины.
В 2004 году ОАО «Институт транспорта нефти» разработал технико-экономическое предложение строительства морского нефтяного перевалочного комплекса.
¨В 2005 году, институтом «ЧерноморНИИпроект» разработана технико-экономическая оценка строительства нефтеналивного терминала.
Кабинетом Министров Украины и частными инвесторами участок неоднократно рассматривался под строительство нефтеперерабатывающего завода высокой очистки, а также  под строительство LNG- терминала.
Развитие проекта было приостановлено в связи с политической и экономической ситуацией в Украине, а также в связи с тем, что в 2008г. Правительством Украины был наложен мораторий на изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель.